8 апреля 1940 года состоялась премьера Шестой сонаты для фортепиано Сергея Прокофьева (Ля Мажор), соната впервые прозвучала по радио. Входит в триаду — цикл из трёх сонат композитора: шестой, седьмой и восьмой. Эти произведения были написаны в период с 1939-го по 1944-й годы. Сонаты явились откликом автора на события Второй мировой войны. Основные идеи, выраженные в триаде, — темы борьбы и сопротивления. Соната познакомила композитора со Святославом Рихтером, ставшим впоследствии несравненным исполнителем его фортепианной музыки. Рихтер стал первым интерпретатором Шестой сонаты. Впервые Святослав Рихтер услышал сонату в исполнении автора в гостях у музыковеда Павла Ламма. Рихтера впечатлило построение сочинения, вот как сам пианист отзывался об этом произведении: «Необыкновенная ясность стиля и конструктивное совершенство музыки поразили меня. Ничего в таком роде я никогда не слышал. С варварской смелостью композитор порывает с идеалами романтики… Классически стройная в своём равновесии, несмотря на все острые углы, эта соната великолепна». Шестая соната — одна из вершин драматического симфонизма Сергея Прокофьева. Она состоит из четырёх частей. Первая — Allegro moderato — написана в форме сонатного allegro. В разработке первой части возникает картина столкновения, смертельной схватки, напоминающей о сценах яростной борьбы из кантаты «Александр Невский». Вторая часть — Allegretto — спокойное скерцо, написанное в сонатной форме. Третья — Tempo di Valse lentissimo, — как следует из темпового обозначения, написана в жанре Вальса, однако трактовка вальса весьма условна. Основной характер четвертной части сонаты —Vivace — волевой, энергичный, это — воплощение организованной стихии. Первое концертное исполнение Шестой сонаты состоялось 26 ноября 1940 года в Москве в исполнении Святослава Рихтера. По его собственному признанию, произведение встретило безоговорочное принятие в музыкальной среде. Впоследствии Рихтер исполнял в своих концертных программах немало произведений Сергея Прокофьева. На фото - С.С. Прокофьев. 1940-е годы. 14,5х11 (из фондов Российского национального музея музыки).

Теги других блогов: музыка фортепиано композиторы