29 января 1916 года в Мариинском театре состоялась триумфальная премьера «Скифской сюиты» Сергея Прокофьева. Дирижировал исполнением сам автор. Звучание произведения было невероятно мощным. В составе оркестра было 140 человек. Ударные звучали так громко, что кожа на литаврах лопнула. Реакция слушателей была неоднозначной. Композитор Александр Глазунов покинул зал. Отклики прессы также были различными. Музыкальный критик Александр Дзбановский написал: «Дирижировал автор с увлечением. Оркестр играл на славу. Первая часть сюиты была принята с недоумением. А вторую и третью части аплодировали, последняя же часть вызвала жаркую схватку между двумя партиями слушателей: одни восторженно аплодировали, другие злобно шикали».
В основе сюжета сюиты — сказание из древнеславянской мифологии. Краткое содержание этого мифа следующее: древние славяне поклоняются богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Чужбог хочет похитить Алу, на её защиту встает скифский богатырь Лоллий. В неравном бою с Чужбогом Лоллию грозит гибель, но появляется Велес и поражает Чужбога.
Влияние «Скифской сюиты» на современников Сергея Прокофьева оказалось огромным. После премьеры в обществе возникла дискуссия о неевропейском элементе в русской культуре. В 1917–1918 годах даже выходил сборник под названием «Скифы», в котором публиковались произведения видных литературных деятелей: поэтов Николая Клюева и Сергея Есенина, прозаиков Михаила Пришвина и Евгения Замятина. Обложку сборника и книжную марку издательства «Скифы» создал Кузьма Петров-Водкин.
На фото - Сергей Прокофьев в Большом зале Московской консерватории.