В январе 1923 года Сергей Прокофьев завершил работу над клавиром первой редакции оперы «Огненный ангел».
Замысел создания оперы возник после того, как в конце ноября 1919 года композитор прочитал роман Валерия Брюсова «Огненный ангел». Опера была написана в период с 1919 по 1927 год.
Когда опера была завершена, Сергей Прокофьев с удивлением узнал, что у героев романа Валерия Брюсова были прототипы: Рената — это бывшая возлюбленная Брюсова Нина Петровская, Мадиэль — поэт Андрей Белый. Себя автор романа вывел в образе Рупрехта.
При жизни композитора опера «Огненный ангел» так и не была поставлена. В апреле 1920 года Сергей Прокофьев предложил сделать это (наряду с другими операми: «Игрок», «Любовь к трём апельсинам») в Метрополитен-опере, но его идею отклонили. Попытка организовать постановку в Берлинской опере в 1927 году тоже не увенчалась успехом. В этом же году был издан авторский клавир. 14 июня 1928 года в Париже композитор смог услышать лишь фрагмент второго действия «Огненного ангела»: партию Ренаты исполнила Нина Кошиц с оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. При жизни Сергея Прокофьева партитура оперы не была опубликована.
Ни в одной опере Сергея Прокофьева нет такого сквозного развития. Огромна роль тем, привязанных к образам Ренаты и самого ангела. Единство музыки и сценического действия, слова и сквозного симфонического развития, соединение повседневного и магического — всё это гармонично переплелось в «Огненном ангеле».