14 ноября 1930 года Бостонским симфоническим оркестром впервые была исполнена Симфония № 4 до мажор Сергея Прокофьева. Дирижировал первым исполнением симфонии Сергей Кусевицкий.
В процессе работы над балетом «Блудный сын» Прокофьев обнаружил, что многие темы могут выглядеть лучше в симфонической форме. По аналогии с составившейся из вошедшего в оперу «Огненный ангел» музыкального материала Третьей симфонии композитор решил использовать специально отобранный для «Блудного сына» материал в Четвертой симфонии. Как раз в этот период Сергей Прокофьев получил заказ от Бостонского симфонического оркестра. Работа над симфонией была завершена 23 июня 1930 года.
Первая часть симфонии – Andante assai – была построена на неиспользованных заготовках к балету, предвосхищающих многие моменты в балете «Ромео и Джульетта». Вторая часть – Andante tranquillo – была написана на материале «возвращения сына», третья – на музыку соблазнявшей сына «красавицы». Как и балет, симфония повествует о конце странствий и возвращении домой.
Произведение имеет две различные редакции - соч. 47 и соч. 112. В 1947 году Прокофьев переработал партитуру Четвёртой симфонии, приблизив ее язык к более жесткому оркестровому языку своих послевоенных сочинений, переделав начало и конец.
Композитор не услышал живого звучания второй редакции в концертном исполнении. Впервые вторая редакция Четвертой симфонии была представлена вниманию публики лишь в 1957 году, она была исполнена под управлением Геннадия Рождественского.