88 лет назад, 31 октября 1932 года, состоялась премьера Пятого концерта для фортепиано с оркестром G-dur (op.55) Сергея Прокофьева. Это произведение - последний завершённый фортепианный концерт композитора. Через год после написания Четвертого фортепианного концерта для левой руки Прокофьев решил создать сочинение для фортепиано (для обеих рук) и оркестра в расчете на себя как на исполнителя. Композитор хотел назвать своё сочинение «Музыкой для фортепиано с оркестром», не давая концерту порядкового номера из-за его необычной структуры – в произведении было пять номеров. Однако в ответ на ехидные замечания Н.Я. Мясковского, о «хиндемитчине», послышавшейся ему в названии, композитор согласился дать концерту пятый порядковый номер. Как он указал в своей «Автобиографии», при написании произведения была поставлена следующая задача: «новая простота, с новыми приемами и главное с новыми интонациями», обернувшаяся, однако, не общедоступностью, а новым интеллектуализмом. Премьерой в Берлине дирижировал Вильгельм Фуртвенглер (один из крупнейших дирижёров первой половины XX века), за роялем был сам композитор. Перед исполнением Фуртвенглер сказал ему, что партитура весьма трудна, но пообещал, что оркестр постарается исполнить произведение как можно лучше. Однако, несмотря на все усилия исполнителей, Пятый концерт остался недооцененным.

Теги других блогов: музыка концерты композиторы