Осенью 1914 года, 25 октября, Сергей Прокофьев приступил к работе над балетом «Ала и Лоллий».
Балет на древнерусский сюжет был заказан Прокофьеву Сергеем Дягилевым, организатором знаменитых «Русских сезонов», прославившимся рядом сенсационных постановок, в том числе балетов Стравинского. Факт такого заказа был весьма важным для молодого композитора, поскольку являлся свидетельством его европейского признания.
Сюжет сочинения, над которым работал Сергей Прокофьев, сочетал в себе черты скандинавской и славянской мифологии и был выбран неслучайно. Композитор с детства был пленен славянскими древностями, к тому же в символистских кругах в начале 20 века было популярно славянское и скандинавское язычество. Задуманный Прокофьевым спектакль должен был повествовать о поединке богов, в котором принимают участие и смертные герои.
Над либретто к спектаклю работал молодой поэт Сергей Городецкий. Единственная запись либретто балета в пяти картинах сохранилась в дневнике композитора. Черновиков балета не сохранилось.
Краткое содержание таково: древние славяне поклоняются богу солнца Велесу и деревянной идолице Але. Их коварный враг Чужбог собирается похитить Алу, но на ее защиту встает скифский богатырь Лоллий. В неравном бою с Чужбогом Лоллию грозит гибель, но в решающую минуту появляется Велес и поражает Чужбога своими лучами.
Когда Прокофьев показал сочинение Дягилеву, произведение показалось Сергею Павловичу малоинтересным. Композитор принял решение переработать балет в четырехчастную сюиту, в которой материал расположился приблизительно в том же порядке, что и в балете.
Премьера нового сочинения Прокофьева под его управлением состоялась 16 (29) января 1916 года в Петрограде.
На фото - Страница из "Хроники" из Фондов Российского национального музея музыки. О Скифской сюите С. Прокофьева. Ноябрь 1916г. Опубликовано в журнале «Музыкальный современник». Машинописная копия. Автор - Шнеерсон Г.М.