Почти 100 лет назад, 18 октября 1923 года, в парижской Гранд-опера состоялась премьера Первого скрипичного концерта Сергея Прокофьева под управлением Сергея Кусевицкого. Партию солиста исполнил Марсель Дарье. Работу над произведением композитор начал в 1914 году, а завершил — в 1917. Сочинение состоит из трех частей, общая продолжительность — 23 минуты.
Скрипичный концерт был сочинен Сергеем Прокофьевым в годы, отмеченные кризисом жанра инструментального, в частности скрипичного, концерта. Произведение написано в тональности ре мажор. В ней же созданы лучшие образцы жанра — скрипичные концерты Л. ван Бетховена, И. Брамса, П. Чайковского. Концерт Прокофьева отличается от этих произведений: две его медленные части обрамляют быструю. В этих крайних частях преобладают лирические настроения, а в средней прослеживается гротеск и скерцозность. Лирические темы вызывают ассоциации с русским фольклором. Сам автор, перечисляя четыре «линии», по которым развивалось его творчество («классическая, новаторская, токкатная или моторная и лирическая»), в качестве примера наиболее любимой им лирической линии приводил начало Первого скрипичного концерта.
Концерт не был сразу оценен по достоинству современниками композитора. О первом восприятии этого сочинения музыкальный критик И.В. Нестьев написал: «Многим казалось, что лирика Скрипичного концерта не современна, что автор еще не расстался с устаревшими романтическими привычками. Впервые Прокофьева стали критиковать “слева” за слишком ясную и недостаточно изощренную музыку». Однако позднее концерт прочно вошел в репертуар ведущих мировых исполнителей. В Европе его популяризировал Жозеф Сигети, в СССР — Давид Ойстрах.
В нашей стране концерт впервые прозвучал 21 октября 1923 года в Москве. Его исполнили Натан Мильштейн и Владимир Горовиц.