18 сентября 1948 года Сергей Прокофьев начал работу над балетом «Сказ о каменном цветке» — у него было желание написать произведение о превращении неживого в живое, о борьбе с властью энтропии и смерти. Открывающая «Сказ о каменном цветке» тема Хозяйки Медной горы, воплощающая холодную ослепительную красоту неорганического мира, была записана именно в этот день.
В балете можно выделить три образно-тематических центра: царство Хозяйки Медной горы, мир любящего Данилы и мир предприимчивого Северьяна. Работая над балетом, композитор включил в него тематический материал из других своих сочинений, ранее подвергшихся цензуре.
«Сказ о каменном цветке» — балет в четырех актах и восьми сценах с прологом и эпилогом на либретто Миры Мендельсон и Леонида Лавровского по мотивам уральских сказов Павла Бажова. Премьера состоялась 12 февраля 1954 года в Большом театре Союза ССР.
Сергей Прокофьев воспринимал это произведение как приношение Уралу, видами которого он был потрясен еще в период своего путешествия 1917 года. Он признавался Леониду Лавровскому (артист балета, балетмейстер, народный артист СССР), что «об Урале... мечтал еще находясь за границей».