День России является не только одним из важнейших для нашей страны праздников, но и символом существования нашего государства. Любовь к отчизне, патриотизм – чувства и идеи, неотъемлемые от понимания государственности в принципе. Эти идеи диктуют важнейшие темы искусства, воплощаемые в величайших полотнах и образах. Одно из известнейших музыкальных произведений, проникнутых духом патриотизма и любви к Родине, – кантата «Александр Невский» op. 78 Сергея Сергеевича Прокофьева, созданная незадолго до начала Второй мировой войны (1939).
Кантата была скомпонована автором на основе ранее написанной им музыки к фильму «Александр Невский», снятому выдающимся кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном.
Александр Ярославич Невский, живший в 13 веке, – новгородский, киевский и владимирский князь, полководец, победитель и национальный герой, – всегда был особенно почитаем в нашей стране. О его военных походах и героических сражениях сложены легенды. Прозвище «Невский» он получил благодаря битве на Неве в 1240 году, однако наиболее известный эпизод его биографии, – конечно, Ледовое побоище 1242-го, события которого и были положены в основу художественного фильма.
Предложение написать к нему музыку Сергей Сергеевич получил от Эйзенштейна в мае 1938 года и воспринял с воодушевлением. Как раз непосредственно перед этим Прокофьев вернулся из Голливуда, где очень интересовался процессами музыкального оформления кинокартин. «Половину фильма занимает Ледовое побоище, которое снимается летом, делая ледовое поле из крашеного в белое асфальта, стекла и белого песку (снежок); выходит здорово, я был несколько раз на съемках, только лошади себя плохо ведут и приходится постоянно чистить ‘‘лёд’’», — описывал композитор свои впечатления.
Сам он с удовольствием экспериментировал с записью звука. В частности, для изображения лагеря крестоносцев Прокофьев просил оркестрантов играть звонкие фанфарные темы у самого микрофона, в результате чего достигалось резкое, «рычащее» звучание, ставшее позднее одной из принятых в кинематографе характеристик любых враждебных «псов-рыцарей».
«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938-го и сразу завоевал огромную популярность. Число откликов на этот фильм исчисляется сотнями. «Эта лента дышит музыкой», — отмечал Виктор Шкловский. Однако музыка к фильму и музыка в фильме, сколь бы она ни была хороша, всё равно играет там роль, подчинённую общему изобразительному замыслу и законам его развития, нередко отличным от музыкальных.
Именно по этой причине Прокофьев на основе киномузыки решил создать самостоятельное произведение в жанре кантаты. Русская патриотическая линия, связанная с этим жанром, берёт начало ещё в XVIII столетии в сочинениях Д.С. Бортнянского, а наиболее известное произведение такого рода – «Москва» П.И. Чайковского.
Кантата «Александр Невский» предназначена для хора, меццо-сопрано и оркестра. Вокальные партии создавались на стихи В.А. Луговского, с которыми композитор, по своему обыкновению, поработал и сам в качестве поэта-либреттиста. Произведение состоит из семи частей; музыка большинства из них была некогда хорошо известна даже рядовому советскому зрителю. Это интродукция «Русь под игом Монгольским» (в исполнении оркестра), «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские» и «Ледовое побоище» (для хора и оркестра), «Мёртвое поле» (ария меццо-сопрано в сопровождении оркестра) и торжественный «Въезд Александра во Псков» (хор и оркестр).
В кантату вошли наиболее яркие и цельные разделы киномузыкальной партитуры Прокофьева. В её содержании воплотилось характерное для времени создания жёсткое разделение образов на тёмные и светлые, положительные и отрицательные. А её выразительная палитра – мощная, плакатная, контрастная, иногда натуралистичная – обусловила актуальность этого сочинения для любых времён.
Первое исполнение кантаты состоялось в Большом зале Московской консерватории 17 мая 1939 года под управлением автора. Нельзя не отметить использование этой музыки Прокофьева уже в других художественных фильмах, также принадлежащих гениям кинематографа – Паоло Пазолини («Евангелие от Матфея», 1964) и Вуди Аллену (пародия «Любовь и смерть», 1975).