События 22 июня 1941 года застали Прокофьева на даче в Кратово. Налёты фашистской авиации на Москву и Подмосковье практически прервали работу городского транспорта и железнодорожное сообщение, любой выезд с дачи в город мог обернуться, по меньшей мере, ночью, проведённой там в бомбоубежище. Однако первые – и потому самые тяжкие – военные будни совпали для композитора со временем свежести, обновления. Только в марте того же года он наконец смог съехаться с Мирой Мендельсон, спустя почти семь лет официально ставшей его второй женой. С первой своей весны они если и расставались, то ненадолго, вместе пройдя и два с лишним года военной эвакуации. Нальчик, Тбилиси, Баку, Ташкент, Алма-Ата, Семипалатинск, Молотов, эшелоны и гостиницы, недошедшие письма и уцелевшие телеграммы-молнии, скудное питание и напряжённая, как обычно, творческая работа – такими, если вкратце, были эти годы для Прокофьева. Список его тогдашних сочинений без преувеличения огромен: первая редакция военной эпопеи «Война и мир» (в четырёх действиях и 11-ти картинах) и первые два действия балета «Золушка», оркестровая сюита «1941 год» и кантата «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным», музыка к фильмам «Тоня», «Котовский», «Партизаны в степях Украины», «Лермонтов», струнный квартет, две сонаты, миниатюры, наконец, военные песни, создававшиеся Прокофьевым с первых дней Великой Отечественной.